Влияние гаджета на ребенка — исследования специалистов
Влияние гаджета на ребенка – такая тема могла возникнуть только в эпоху повсеместного внедрения электронно-цифровой техники.
Специалисты последние годы бьют тревогу – опасность гаджетов не осознают большинство родителей. Дети не просто теряют зрение и страдают неврозами. Происходит нечто более глобальное – изменение в системе мышления. Но многие родители не задумываются об этом.
Насколько гаджеты влияют на психологию и поведение детей? Что полезного, а что вредного несут с собой гаджеты?
Эту тему самым фундаментальным образом проработал знаменитый российский психотерапевт, создатель нового направления «методология мышления» Андрей Курпатов. По мнению доктора Андрея Курпатова способность человека достигать своих целей напрямую зависит от качества мышления.
Еще Лев Толстой заметил, что никакие учебные заведения не дают возможности человеку развить мышление так, как общение с преподавателем и практика.
Так же для него было неприемлемо любое насильственное навязывание каких-либо правил ребенку. Образование он рассматривал как взаимный процесс, к тому же веселый и познавательный.
Вот, что пишет про такого рода «воспитание» Андрей Курпатов, посвятивший этому вопросу несколько исследований:
«Нас никогда не учили думать своим умом. Родители, учителя, авторитеты учили нас тому, что они сами знали и умели: думай так, поступай эдак, соответствуй вот этим требованиям, слушай что тебе говорят, будь хорошим».
А в наступившем XXI веке воспитанием детей в основном занимаются масс медиа и гаджеты, герои из роликов на you tube, друзья в инстаграм. Здесь фейковые герои демонстрируют небывалый уровень жизни с крутыми тачками, пальмами и океаном. В сознание детей внедряются мультики про зомби, роботов и Барби, электронная музыка и реклама фастфуда.
То, что ребенок «впитывает» как губка с детства, тем он постепенно и становится. Своих жизненных целей он и не знает, все желания у человека оказываются навязанными обществом.
Социализация личности это общение с окружающими
Краеугольным камнем развития мышления является социальная жизнь. Именно она, по мнению многих психологов, ускоряет способность человека мыслить. За счет социальных контактов, взаимодействий, общения наш мозг тренируется, адаптируясь под среду, находя решения, добиваясь своих целей.
Конечно, все это невозможно в условиях онлайн обучения, к которому сейчас нас подталкивают.
По мнению большинства исследователей знания, добытые своим трудом, наш личный жизненный опыт, общение с окружающими людьми позволяет нам развивать мышление.
Сейчас дети и взрослые тонут в «море» информации находящейся в интернете и социальных сетях. Реклама и информация окружают нас повсюду, но если у человека не развито аналитическое мышление, то он и в жизни будет теряться.
В современной жизни происходят процессы обесценивания потребности в глубоких отношениях с близкими людьми. Можно выделить три важных процесса, которые происходят с большинством наших детей:
- Уменьшение социального взаимодействия
- Уменьшение глубины отношений с окружающими
- Потребление масс медиа в большом количестве
Все это приводит к массовому ухудшению качества мышления детей.
Как воспитывают детей богатые родители
А вы знали, что богатые люди ограничивают себя и своих детей от неумеренного потребления гаджетов? Они отдают своих отпрысков в садики, где ребенок занимается творчеством, рукоделием, игрой на музыкальных инструментах, изучением природы. Школьников отдают в частные школы, которые используют современные технологии в ограниченном режиме. Там ценится живое общение учеников с учителем и друг другом. Чем больше осознанности у человека, тем больше он ценит настоящее человеческое общение.
Например, Барак Обама разрешал дочкам пользоваться гаджетами только в учебных целях. Джулия Робертс вводила ограничивающие нормы для пользования социальных сетей своим детям. Кейт Уинслет вообще запрещала детям гаджетами.
Принц Уильям и Кейт Мидлтон строго ограничивают детей от общения с гаджетами. Да, что говорить, сам создатель компании Microsoft Билл Гейтс не разрешал своим детям пользоваться смартфонами до 14 лет. Большинство руководителей IT-компаний строго следят за этим.
Внедрение онлайн игр и образования
О вредном воздействии гаджетов на здоровье детей писать не принято. Идет повсеместное внедрение онлайн игр, образования. СМИ активно пропагандируют пользование гаджетами как «помощников» в обучении ребенка. Появляются статьи о якобы «пользе» гаджетов для маленьких детей. И это все на фоне того, что практически все ученые и психологи утверждают, что детям до 7 лет категорически не нужны гаджеты.
Андрей Курпатов провел настоящее исследование на эту тему и прямо говорит о новом явлении — информационной псевдодебильности. Мозг ребенка перестает справляться с перегрузом информации и возникают проблемы с концентрацией внимания и памятью.
Он же выразил мысль касательно смысла жизни – когда у человека есть дело, которое он углубленно изучает, начинает разбираться в сложных вещах, его мышление работает.
Наоборот, лишение смысла жизни происходит от переизбытка ненужной информации, а точнее именно потребления всего подряд.
Как человека сделать управляемым? Заставить жить в предсказуемом мире. Нужно создать условия для его деградации, напрочь убить желание самостоятельно мыслить. Компьютерная симуляция это прекрасно выполняет.
Сдача экзаменов с помощью ЕГЭ прекрасно с этим справляется. Вместо изучения вопроса, анализа информации, детям предлагается на выбор 4 варианта ответа, больше думать и не надо. Когда человек перестает думать и анализировать, то эти способности постепенно атрофируются.
Мышление человека развивается в результате общения детей. Поэтому главная задача мозга — решать задачи, добиваться желаемого результата, а осуществить это можно только в социуме.
Ученые о влиянии гаджетов на детей
А теперь давайте посмотрим на реальные исследования большого количества ученых, которые признают: использование гаджета в в раннем возрасте приводят к нарушению социализации, ухудшению речи, развитию психических заболеваний.
Применение гаджетов в раннем возрасте зомбирует психику ребенка, влияет на неспособность жить творческой жизнью. А главное — убивает способность самостоятельно мыслить.
Появилось даже определение «цифровая деменция», которое означает интеллектуальную деградацию. Антропологи назвали новый подвид людей XXI века homo sapiens — homo digital, или человек цифровой.
Вот что говорит Ирина Симаева, доктор психологических наук:
«Что касается влияния на психику ребенка, я бы отметила в первую очередь риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет».
Доцент высшей школы экономики и психологии Анастасия Таболина: «Дети начинают жить в виртуальной реальности и дорисовывать свою жизнь до невротического идеала».
Поэтому сейчас как никогда важно взрослым проявлять больше заботы и внимания о ребенке, больше проводить времени вместе. Это послужит фундаментом для успешного социального и эмоционального развития ребенка.
Начните сами больше времени проводить с детьми, играть с ними в настоящие игры, читать, общаться и вы не заметите, как жизнь вашей семьи начнет меняться к лучшему.
7 советов родителям как развить мышление у детей
1. Общение
Ребенку полезно иметь богатый опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми, получать опыт социальной жизни. Это общение с близкими людьми: бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья в детском саду и школе, в кружках. Особенно важным является качество общения.
2. Игры
Хорошим стимулом в развитии являются игры с ребенком соответственно возрасту– используйте деревянные пирамидки, пазлы, различные конструкторы, детское лото, деревянные кубики, лошадки-качалки, шашки, шахматы, настольные игры. Все эти игры подразумевают развитие действенного, логического и образного мышления.
3. Творчество
Рисование с детьми невероятно развивает творческий мир ребенка, его воображение, моторику. Если детей двое или трое – пусть каждый нарисует что-то свое. Рисование красками, карандашами, мелками, совместные поделки из натуральных материалов: бумаги, дерева, шишек, листьев, ниток, ваты.
4. Свобода
Обучение ребенка чему-либо лучше проходит без навязывания, с учетом интересов самого ребенка.
Еще древнегреческий философ Аристотель говорил о важности предоставления свободы выбора человеку с самого маленького возраста.
Ребенку нужно предоставлять свободу, и ни в коем случае не принуждать, и не навязывать обучение. Если ребенок рисует – пусть рисует как он хочет, он все равно будет наблюдать за вами и попытается повторить ваш рисунок.
Если навязывать ребенку предмет, то он становится по мнению Аристотеля рабом, т.е. он исполняет чью-то волю.
А свободный человек выбирает то, что ему нравится не из потребностей других людей, а для себя, своего счастья и радости.
5. Нравственное обучение
Об этом вообще мало кто говорит, но важность воспитания ребенка в русле национальных ценностей сейчас важна как никогда. Наши традиции, мировоззрение передается тоже через общение, национальные игры, сказки, музыку. Лев Толстой придерживался точки зрения что посещение лекций, музеев, театров несет гораздо больше обучения ребенку чем сама школа.
6. Интерактивное обучение
Обучение в форме диалога. Вернемся опять в эпоху Древней Греции. Еще древнегреческий философ Сократ создал форму диалога между мыслителем и учеником. Обсуждая какой-либо вопрос, оба человека приходят к новым знаниям. Происходит столкновение двух точек зрения, которые рождают новые смыслы и понимание.
Важность интерактивного обучения в XXI веке только возросла. Без практики, без действий любое заучивание мертво. Когда вы делитесь мыслями, получаете обратную связь, спорите, ищите доводы – тогда и лучше проходит обучение. Здесь можно привести аналог с кинотеатром.
Вспомните насколько глубоко вы входите в переживание фильма, когда вы находитесь в окружении большого количества людей. Они словно усиливают магнетизм фильма, вашу вовлеченность в него.
А когда вы один смотрите фильм на планшете, такого сильного эффекта погружения нет. Как писал Лев Толстой: «лучший формат обучения учителя и ученика – это беседа».
7. Гигиена психического здоровья
По мнению современных ученых для сохранения психического здоровья детям до 15 лет желательно пользоваться гаджетами 15 минут в день. Поэтому если ребенок просидел за компьютером больше часа, то врачи рекомендуют гулять такое же время на свежем воздухе. В 15 лет желательная норма 1-1,5 часа. А что мы имеем сейчас с дистанционным обучением?
Влияние гаджета на ребенка достаточно сильное. Только к 25-27 годам мозг человека полностью формируется, поэтому с этого возраста такой опасности уже нет. Конечно, когда гаджеты используются для работы это абсолютно естественно.
Но опять же если человек часами перелистывает ленты социальных сетей, погружается в компьютерные игры, смотрит бесполезные видео на you tube – все это негативно сказывается на психике. То, что мы потребляем, тем мы и становимся.
В игре ребенок учится чувствовать себя, свои потребности, желания, а не то, что навязано обществом.
Поэтому самое лучшее что можно сделать ребенку это не навредить.
Позволить ему стать тем, кем он хочет, и как он себя ощущает.
Завершить статью хочу цитатой из английской пословицы: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Начните сами больше времени проводить с детьми, играть с ними в настоящие игры, читать, общаться и вы не заметите, как жизнь вашей семьи начнет меняться к лучшему.
Влияние гаджета на ребенка должно быть позитивным – развивать и помогать ему. Но для всего есть мера. А как часто ваш ребенок пользуется гаджетами?